Главная / Моделизм

Миг 3 по бутылочной технологии

Радиоуправляемая модель самолета Миг-3 предназначена для участия в историческом воздушном бое по правилам СОЮЗ-500. Отсюда выбран размах 85 см. Фюзеляж изготовлен по бутылочной технологии, что повышает живучесть модели после столкновений.

ТТХ

  • Размах 85см
  • Длина 67см
  • Вес 450г
  • Двигатель PropDrive 2826 1100kv
  • Аккумулятор 3s 1300 мАч
  • Чертежи

Крыло

Изготовлено из пенокартона в качестве эксперимента. Чаще для воздушного боя вырезают пенорезкой из цельного куска пенопласта. Масса получается меньше, но требуется дополнительный инструмент. В случае с пенокартоном требуется только канцелярский нож и клей.

Крыло имеет плоско-выпуклый профиль, а также поперечное V-образное сечение для устойчивости. Для изготовления не требуется специальная пенорезка и шаблоны профиля нервюр, однако прийдется правильно расчитать выкройки.

Лонжерон

Лонжерон состоит из вдух половинок, которые будут склеены в нахлест. Каждая половинка изготовлена из сложенного вдвое пенокартона. Стыкующие законцовки вырезаны с учетом нужной V-образности. Т.к. сервомашинки будет вставляться в профиль крыла, то высоту полки лонженрона на конце следует подбирать чуть толще сервомашинки.

Консоли

Крыло состоит из двух половинок, склеенных встык. При этом лонжерон тоже соединяется, но в нахлест. Вначале на нижнюю поверхность крыла вклеивается половинка лонжерона. Затем на внутренней поверхности крыла, в месте передней кромки снимается фаска с обоих сторон разреза. Это делается чтобы лучше сформировать будущий профиль. Теперь нужно за один раз нанести термо клей на 3 шва: в передней кромке, по верху лонжерона и вдоль задней кромки. Прижимаем верхнюю часть крыла, следим, чтобы нижняя часть прижималась к столу, оставалась плоской.

Профиль

Крыло имеет плоско-выпуклый профиль, для упрощения конструкции. Из-за этого обратный пилотаж получается не очень четким.

Элероны

В качестве петель для элеронов используется верхний слой картона на пенопласте. Для этого делаем разрез не на всю глубину, и срезаем одну из граней получившегося разреза. Для увеличения срока слубжы, шов можно покрыть тонким слоем термо-клея. Разворачиваем элерон, чтобы две половинки образовыывали плоскость, покрываем термоклеем и размазываем тонким слоем. Даем высохнуть в таком положении. Аналогичным образом выполняется горизонтальное хвостовое оперение.

Сервомашинки

В крыле используется 2 сервамашинки, отдельно на каждый элерон. Они помещаются в плоскость крыла с внешнего торца. Зарепляем термоклеем. Провода проводим вдоль лонжерона и выводим через отверстие в области корневой нервуюры. Для подключения требуется Y-кабель. Тяги выполнены из стальной проволоки от струнного карниза. Для точной регулировки используются специальные стоперы, затягиваемые винтом.

Вес 120 гр без сервомашинок, 150 гр в полном сборе.

Фюзеляж

Фюзеляж строится по бутылочной технологии. Суть ее проста: из дерева изготавливается болван, на который затем посредством нагревания осаживается пластиковая бутылка.

На изготовление болвана у меня ушло приблизительно 5 вечеров по 2 часа каждый. Из инструментов потребовались только ножовка и рашпиль, работал на табурете. Брусок склеивался из 6 досок сечением 40х40 мм. Итоговые размеры заготовки 80x120x580 мм. Затем рашпилем придается требуемая форма, следим за сечениями по контр шаблонам.

Фюзеляж состоит из 3 частей, склеенных в нахлест. Каждая часть изготавливается отдельно. Носовая и хвостовая части - цельные, центральная разрезана снизу.

Заготовка (пластиковая бутылка с отрезанным дном) одевается на болван и прихватывается струбциной. Фиксировать обязательно, т.к. при нагревании бутылка может сползти. Затем заготовка равномерно прогревается термофеном или над газовой комфоркой. Спешить не надо - лучше медленно, но равномерно.

Даем заготовке остыть, так ее проще снять. Центральную часть прийдется разрезать снизу. Наносим фломастером метки продольных линий, они помогут нам выдержать симметрию. Обрезаем неровные края и отмечаем маркетом границы нахлеста. Чем ровнее получится фюзеляж, тем проще выровнять плостости самолета (крыло, стабилизатор, киль) и тем предсказуемее будет полет.

Зачищаем поверхность наждачной бумагой для последующей окраски. Так же обрабатываем места нахлеста для лучшего сцепления. Для склеивания используется клей Uhu por. Склеиваемые поверхности покрываются тонким слоем клея и откладываются на 5 минут. После этого соединяем детали и сильно прижимаем друг к другу.

Все продольные оси нужно проверять линейкой. При необходимости клей Uhu por позволяет немного корректировать положение деталей друг относительно друга.

При длине фюзеляжа 58см, вес получился 70г.

Хвостовое оперение

Киль и стабилизатор как и крыло изготавливаются из пенокартона. Киль без руля направления (РН), в воздушном бою он не очень полезен. Шарнир руля высоты (РВ) как и элероны делается путем подрезания кромки пенопласта. Чтобы сгиб служил дольше, лучше покрыть его тонким слоем термоклея.

Вырезаем заготовки. После подготовки руля высоты, соединяем их на термоклее. Очень важно выдержать угол 90" между плоскостями, это избавит от лишних проблем при пилотировании.

Готовим пазы в фюзеляже. Проверяем, что продольная ось находится горизонтально. Если она уходит вверх или вниз, то на нее уже нельзя опираться, лучше отмерять горизонталь от плоскости стола. Отмечаем на фюзеляже линии разрезов. Проверяем, что плоскости следуют продольным осям на фюзеляже, приклеиваем.

Половинки руля высоты (РВ) соединяем деревянной палочкой от шашлыков через прорезь в киле. Можно также вставить П-образную скобу, проходящую через ось вращения и входящую концами в половинки руля.

Масса 15г.

Моторама

Моторама подразумевает использование двигателя, развернутого валом вперед. Такое крепление уменьшаем вибрации. Двигатель прикручен на 4 винта. Сама моторама крепится к фюзеляжу либо на шурупы, либо на клей.

Окраска

Внимание! Краска может разъедать пенопласт!

Я использую краску в баллончике, если схема окраски простая. Для более детальной работы нужен аэрограф. Самый дешевый стоит 500руб, столько же компрессор к нему.

Обычно краска в баллончике немного разъедает пенопласт. Чем ближе подносить струю, тем сильнее разъедает. Если наносить с расстояния от 0.5 метра, то практически не разъедает.

Опознавательные знаки попробовал вырезать из скотча. Звезда на хвосте поместилась только на двух полосках, очень неудобно вырезать и потом переносить на модель. Для фюзеляжа вырезал трафарет звезды (вспомнив синусы и геометрию) и нарисовал водостойким маркером. Законцовки консолей крыла покрыл также скотчем. Фонарь (кабину пилота) обклеил черной изолентой прям по месту.

Фюзеляж длиной 60 см набирает от 10г в весе. Столько же крылья.

Результат

Модель по летным характеристикам похожа на настоящий истребитель и не подходит начинающим моделистам. Для обучению полету на радиоуправляемой модели советую присмотреться к Цессне из потолочки.